среда, 6 февраля 2013 г.

медицина время великой отечественной войны

Тем не менее предусмотренная Уставом 1933 года организационная и материально-техническая база медицинских служб позволяла реализовать принцип эвакуации по назначению лишь частично. В полной мере это было сделано лишь во время Великой Отечественной войны.

Эвакуация по назначению также подразумевала оказание не только квалифицированной, но и специализированной врачебной помощи раненым и больным уже в армейском и фронтовом тыловом районах с последующей эвакуацией их в соответствующие специализированные учреждения, расположенные в глубоком тылу. К началу войны в Красной Армии существовал проработанный план медицинской эвакуации, в котором учитывались требования этапного лечения и эвакуации по назначению. Тыловые эвакогоспитали подчинялись Наркомздраву, учреждения остальных этапов медицинской эвакуации — Главному военноанитарному управлению РККА.

В принятом в 1933 году Уставе военно-санитар ной службы РККА содержались положения, направленные на изменение принципов организации медицинской эвакуации. В Уставе декларировался принцип медицинской эвакуации по назначению, в соответствии с которым прохождение раненым тех или иных этапов эвакуации должно было определяться медицинскими показаниями.

Эти предложения легли в основу утвержденного в 1929 году Руководства по санитарной эвакуации в РККА. Тем не менее Руководство предусматривало организацию медицинской эвакуации по так называемому дренажному принципу, согласно которому поступающие с передовой раненые и больные должны были проходить через все развернутые этапы эвакуации вне зависимости от тяжести и характера ранения. Такая организация чрезмерно удлиняла сроки оказания специализированной помощи.

Во время Первой мировой войны единственным назначением эвакуации было освобождение действующей армии от раненых и больных, скопление которых в прифронтовой полосе снижало маневренность войск. При этом не делалось существенных различий между эвакуацией раненых, испорченного имущества и вооружений, военнопленных и так далее. В итоге раненые и больные могли рассчитывать на получение квалифицированной специализированной медицинской помощи только после эвакуации в тыл, хотя судьба подавляющего большинства пострадавших решалась в первые двое суток после ранения и всецело зависела от быстрого оказания квалифицированной помощи уже в армейском и фронтовом районах. Хирург Владимир Оппель в 1915 году предложил систему этапного лечения, в рамках которой эвакуация и лечение становились бы единым взаимосвязанным процессом, обеспечивающим непрерывное оказание медицинской помощи на всех этапах эвакуации.

Строительство системы санитарно-медицинского обеспечения Красной Армии в 1920–1930-х годах основывалось на самых прогрессивных на тот период принципах. В первую очередь это относится к разработке системы этапного лечения и медицинской эвакуации в ходе боевых действий.

В Великую Отечественную войну в нашей армии была создана передовая система медицинского обеспечения — этот опыт лег в основу современной российской медицины катастроф, признанной одной из наиболее эффективных в мире Чтобы понять, сколь велик был вклад советской медицины в Победу в Великой Отечественной войне, достаточно посмотреть на цифры: за годы войны медицинские службы Красной Армии и тыловые эвакогоспитали оказали помощь 22 млн больных и раненых солдат и офицеров (с учетом поступивших повторно). В строй были возвращены 17 млн человек — более половины от общего числа призванных в армию за годы войны. Особенно впечатляет масштаб проделанной работы, если сравнить этот показатель с численностью Красной Армии — в январе 1945 года она составляла 6,7 млн человек. Эффективная работа системы санитарно-медицинского обеспечения действующей армии позволила сохранить для фронта миллионы обстрелянных и опытных солдат. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что без них победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна.

Минпромторг России - Медицинский фронт

Комментариев нет:

Отправить комментарий